ООО "Пожаудит" 

анализ состояния пожарной безопасности и определение существующих рисков 

 
 

Пожарный аудит

 

 
Декларация пожарной безопасности
 

 
 
 

 

         Содержание:

1. Пожарный аудит. Для чего и почему?

2. Как обеспечивать пожарную безопасность? Теперь есть проаво выбора.

3. Общие сведения о пожарном аудите.

4. Инспектор к Вам больше не придет!!!

5. Декларация пожарной безопасности (Пожарная декларация).

6. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

7. Требования к декларации пожарной безопасности (Пожарной декларации).

8. Формы оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.

9. Порядок проведения оценки пожарного риска. Общие положения.

10. Расчет по оценке пожарного риска допускается не проводить для:...

11. Объект защиты не соответствует требованиям, если...

12. ...расчет пожарного риска не требуется при...

13. Оформление результатов расчетов оценки пожарного риска.

14. Этапы проведения аудита пожарной безопасности.

15. Обязательный аудит пожарной безопасности проводится на объктах ...

16.Периодичность проведения обязательного аудита.

 

1.Пожарный аудит. Для чего и почему?

Анализ форм обеспечения безопасности в Российской Федерации в настоящее время свидетельствует о наличии недостатков, не позволяющих повысить их эффективность, так как численность надзорных органов в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не позволяет обеспечить надлежащий уровень надзора за противопожарным состоянием организаций, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса. В тоже время риски и масштабы чрезвычайных ситуаций, диктуют необходимость, наряду с государственным надзором, активного участия коммерческих структур (страховых организаций, организаций по оценке рисков, организаций, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в области пожарной безопасности) в оценке состояния объектов защиты, их соответствия установленным требованиям безопасности и выработки эффективных мер по приведению объектов защиты в надлежащее состояние.

Таким образом, представляется целесообразным создать и апробировать систему независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации.

В Российской Федерации разработана и одобрена правительством Российской Федерации Концепция создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации. Концепция представляет собой систему взглядов на проблемы создания и развития системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации и содержит обоснованные цели, задачи и направления развития системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации.

Концепция подготовлена в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2008 годах (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р) и во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 6 июня 2006 года № Пр-954 и Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 года № МФ-П4-2637. В соответствии с настоящей Концепцией разработан План мероприятий по созданию системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации (далее - система независимой оценки рисков в Российской Федерации).

Главная цель – перераспределить ответственность за нанесение вреда или причинение ущерба между государством и той организацией, которая непосредственно может нанести ущерб или наносит его гражданам – их здоровью, имуществу – в результате техногенных чрезвычайных ситуаций. Сегодня есть практически один способ компенсации такого ущерба – это государственная помощь из резервного фонда правительства или из других источников. Когда что-то произошло, пострадавшие рассчитывают лишь на поддержку государства. Поскольку многие граждане не имеют возможности застраховать свое имущество, то они едва ли дождутся компенсации за ущерб от предприятия или организации, которые его нанесли.

Необходимо сделать так, чтобы именно данное предприятие или организация приняли на себя соответствующую ответственность. Задача - создать условия, при которых владелец предприятия страховал бы его риски в страховой компании, по установленным тарифам страховки, зависящим от степени опасности того или иного предприятия. При таком механизме роль инспекторов будет заключаться уже не в проверках предприятия, а в оценке его безопасности и консультировании по вопросам ее повышения.

Сегодня контроль над выполнением комплекса всех этих мер осуществляет в основном государство через свою контрольно-надзорную функцию. Оно утверждает технические регламенты, инспектора проверяют их соблюдение, привлекают нарушителей к ответственности в соответствии с законом и т.п. Однако необходимо, чтобы выполнение мер, обеспечивающих безопасность человека, организации или объекта, стало всецело предметом их собственной заботы. Ведь они в своей безопасности должны быть заинтересованы больше других. Помочь им осознать это можно и нужно, достаточно задействовать механизм страхования. Реализация этого замысла возможна лишь через совершенствование системы страхования рисков в Российской Федерации - «аудит безопасности».

Аудитом системы обеспечения пожарной безопасности субъектов предпринимательской деятельности (далее – аудит пожарной безопасности) является предпринимательская деятельность по независимой оценке соответствия системы обеспечения пожарной безопасности субъектов предпринимательской деятельности установленным требованиям пожарной безопасности. Организацией по аудиту пожарной безопасности является коммерческая организация, основной уставной целью которой является проведение аудита пожарной безопасности и аккредитованная в установленном Законом порядке. Аудитором пожарной безопасности является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным Законом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора пожарной безопасности. Аудит пожарной безопасности проводится в соответствии с Федеральным законом о пожарном аудите, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудита пожарной безопасности, изданными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Целью аудита пожарной безопасности является проверка соответствия объектов защиты (территорий, зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования агрегатов, изделий и иного имущества) субъектов предпринимательской деятельности установленным требованиям пожарной безопасности или оценка пожарного риска, а также подготовка заключения по результатам проверки или оценки и предложений по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Для объектов защиты, система обеспечения пожарной безопасности которых проектируется на основе анализа опасности и оценки пожарного риска, должна быть разработана декларация пожарной безопасности. Определение степени пожарного риска обязательно должно осуществляться для оценки эффективности системы пожарной безопасности объектов, в случаях отсутствия норм проектирования, при обосновании отступлений от требований пожарной безопасности технических регламентов и (или) нормативных документов.

Расчеты по оценке пожарного риска должны быть составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством РФ). Оценка пожарного риска не осуществляется на объектах, где в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и (или) нормативными документами по пожарной безопасности (когда система обеспечения пожарной безопасности соответствует проектной документации, установки противопожарной защиты находятся в работоспособном состоянии и эксплуатируются в соответствии с требованиями пожарной безопасности). Если нет специальных технических регламентов, то необходимо выполнять требования нормативных документов по пожарной безопасности и не рассчитывать риск. Порядок оценки пожарного риска, перечень сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, и порядок ее оформления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Таким образом, положения технического регламента предоставляют право собственнику самому выбирать, как обеспечивать пожарную безопасность объекта защиты. Какими способами можно обеспечивать требования пожарной безопасности собственнику объекта защиты дает понять представленная в первом разделе технического регламента классификация элементов обеспечения пожарной безопасности. Содержание разделов 2, 3, и 4 устанавливает общие требования к различным объектам защиты на этапах проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения. В пятом разделе приведены существующие актуализированные правила пожарной безопасности при эксплуатации различных объектов защиты. В разделах 6 и 7 сформулированы общие требования пожарной безопасности к пожарной технике и продукции общего назначения. Восьмой раздел определяет формы и методы оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объектов защиты, систем обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В этом разделе подробно изложен порядок проведения государственного пожарного надзора за соблюдением требований настоящего технического регламента.

Аудит пожарной безопасности проводится в соответствии с договором между организацией по аудиту пожарной безопасности и субъектом предпринимательской деятельности, так как может проводиться в обязательном и добровольном порядке, осуществляется в соответствии с законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при проведении аудита пожарной безопасности.

Нормы законодательства Российской Федерации об аудите пожарной безопасности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Отношения, возникающие при проведении аудита пожарной безопасности могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Закону и иным федеральным законам.

При проведении аудита пожарной безопасности проверке подлежит деятельность хозяйствующих субъектов по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности и соответствие системы обеспечения пожарной безопасности территорий, зданий и сооружений требованиям пожарной безопасности.

Обязательный аудит пожарной безопасности проводится на объектах субъектов предпринимательской деятельности:

    - подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта;
    - подлежащих обязательному страхованию риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

    - системы обеспечения пожарной безопасности которых спроектированы на основе анализа пожарной опасности и оценки пожарного риска (для которых должна быть разработана декларация пожарной безопасности);

    - которые имеют на своей территории производственные и (или) складские здания и сооружения, а также технологические установки категорий А, Б и В по взрыво-пожарной и пожарной опасности;

    - которые относятся к социально значимым организациям (объектам обеспечения жизнедеятельности);

    - которые эксплуатируют общественные здания и сооружения с массовым пребыванием людей.

Периодичность проведения обязательного аудита пожарной безопасности не реже одного раза в три года.

Официальным документом, составленным по результатам проведения аудита пожарной безопасности является аудиторское заключение. Заключение составляется в соответствии с федеральными правилами по проведению аудита пожарной безопасности и содержит обоснованное мнение организации по аудиту пожарной безопасности или индивидуального аудитора пожарной безопасности о соответствии деятельности и имущества аудируемого лица требованиям пожарной безопасности. К заключению прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании территории, зданий, сооружений, помещений и технологических установок, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований пожарной безопасности, и другие документы или их копии, связанные с результатами проведения аудита пожарной безопасности.

Заключение по аудиту пожарной безопасности, содержащее сведения, составляющие государственную тайну, оформляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны. Формирование национальной системы независимого аудита безопасности будет осуществляться на основе реализации и ежегодного уточнения программы разработки законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих формы и методы работы надзорных органов МЧС России, адаптации действующей системы государственного контроля (надзора) к условиям обязательного и добровольного аудита безопасности.

Финансирование мероприятий по созданию системы независимого аудита в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляется в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Создание системы независимого аудита в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации не предусматривает расходования средств из федерального бюджета на проведение независимого аудита безопасности.

Объекты, на которых осуществляется Пожарный аудит, не подлежат проверке органами государственного пожарного надзора (ГПН) в соответствии с п.25 «Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2007 г. № 517 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации от 31.10.2007 г., регистрационный № 10424 для наружных технологических установок.

2. Общие сведения.

22 июля 2008 года принят Федеральный закон № 123–ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон). В нем существенно изменен механизм контроля и надзора за противопожарной безопасностью на различных объектах. Отличительной особенностью Закона является то, что все основные требования теперь сконцентрированы в одном документе.

Закон в статье 6 определяет условия при соблюдении которых пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной:

  • в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности
  • пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон трактует употребляемые в статье термины следующим образом:

Пожарная опасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;

Пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей;

Допустимый пожарный риск - пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий;

Индивидуальный пожарный риск - пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара;

Социальный пожарный риск - степень опасности, ведущей к гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара.

В статье 144 определено каким образом может быть подтверждено соответствие состояния объектов защиты требованиям Закона.

Статья 144. Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности:

1. Оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится в формах:
1) аккредитации;
2) независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);
3) государственного пожарного надзора;
4) декларирования пожарной безопасности;
5) исследований (испытаний);
6) подтверждения соответствия объектов защиты (продукции);
7) приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;
8) производственного контроля;
9) экспертизы.
2.Порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если Система обеспечения пожарной безопасности соответствует нормам, на объектах, прошедших пожарный аудит «…мероприятия по надзору не планируются…» (Письмо главного государственного инспектора России по пожарному надзору Кириллова Г. Н. исх. №43-3034 от 04.09.08).

Аудит пожарной безопасности проводится в соответствии с требованиями "Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска" и "Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска" , утвержденных Правительством Российской Федерации.

Оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) является составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности.

3. Декларация пожарной безопасности (пожарнная декларация).

Декларация пожарной безопасности (пожарная декларация) подразделяется на следующие виды :
  • Декларация пожарной безопасности (пожарная декларация) промышленных предприятий.
  • Декларация пожарной безопасности (пожарная декларация) общественных зданий.
  • Декларация пожарной безопасности (пожарная декларация) прочих организаций.      

Декларация пожарной безопасности (пожарная декларация) – является формой оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, предпринятых на объекте, и направленных на обеспечение на объекте защиты должного значения пожарного риска.

4. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений.

Пожарная безопасность объектов защиты, для которых не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется. Юридическим лицом - собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности (пожарная декларация).

Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности (пожарной декларации) или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Разработка декларации пожарной безопасности (пожарной декларации) не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

5. Требования к декларации пожарной безопасности (пожарной декларации)

Декларация пожарной безопасности (пожарная декларация) предусматривает:

- оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
- оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

Декларация пожарной безопасности (пожарная декларация) на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

Разработка декларации пожарной безопасности (пожарной декларации) не требуется для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей.

Декларация пожарной безопасности (пожарная декларация) уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", декларация пожарной безопасности (пожарная декларация) предоставляется не позднее 01 мая 2010 года. Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности (пожарной декларации) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

6. Формы оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.

Оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности технических регламентов, нормативным документам по пожарной безопасности или условиям договоров проводится в формах: независимой оценки рисков в области пожарной безопасности (аудит пожарной безопасности); декларирования пожарной безопасности.

7. Порядок проведения оценки пожарного риска.

I. Общие положения.

1. Настоящий Порядок устанавливает требования к проведению оценки пожарного риска на объекте защиты.
2. Оценка пожарного риска проводится в целях определения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в порядке, установленном Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Объектами защиты являются производственные объекты и объекты непроизводственного назначения, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1.

К производственным объектам относятся объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта), объекты связи.

К объектам непроизводственного назначения относятся объекты общественного назначения, в том числе учреждения образования, здравоохранения, сервисного обслуживания населения, культурно-досуговой деятельности населения, временного пребывания населения (гостиницы, мотели, санатории, пансионаты, дома отдыха, учреждения туризма, лагеря для детей, общежития учебных заведений), жилые здания.

К зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1. относятся здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

4. Оценка пожарного риска проводится в случаях:

а) составления декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, для которых предусмотрено проведение расчета риска;
б) обоснования обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности.
5. Оценка пожарного риска проводится путем определения расчетных величин пожарного риска на объекте защиты и сопоставления их с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
6. Расчетные величины пожарного риска являются количественной мерой возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.
7. Количественной мерой возможности реализации пожарной опасности производственных объектов является риск гибели людей при пожарах, в том числе:
а) риск гибели персонала производственного объекта;
б) риск гибели людей, находящихся в селитебной зоне вблизи производственного объекта (населения, проживающего на прилегающей к производственному объекту территории).
Риск гибели людей при пожарах на производственных объектах характеризуется числовыми значениями индивидуального и социального пожарных рисков.
8. Величина индивидуального риска для работника из числа персонала производственного объекта определяется как частота поражения определенного работника производственного объекта опасными факторами пожара в течение года. Индивидуальный риск для работника производственного объекта определяется как сумма величин индивидуального риска при нахождении работника на территории и зданиях, строениях и сооружениях производственного объекта.
9. Для производственных объектов социальный риск принимается равным частоте возникновения событий, при реализации которых может пострадать не менее 10 человек.
10. Количественной мерой возможности реализации пожарной опасности объектов непроизводственного назначения является индивидуальный риск гибели людей, находящихся на объекте.
11. Величина индивидуального пожарного риска для персонала и посетителей, находящихся в зданиях и сооружениях объектов непроизводственного назначения, определяется как частота воздействия опасных факторов пожара на человека в течение года.

12. Расчет по оценке пожарного риска на объекте непроизводственного назначения допускается не проводить для:

а) объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей;

б) хозяйственных построек на дачных, огородных, садовых и приусадебных участках; в) отдельно стоящих зданий и сооружений высотой не более двух этажей, общей площадью не более 300 м2 и одновременным нахождением не более 50 человек.

13. Для оценки пожарного риска производственных объектов и объектов непроизводственного назначения используются вероятностные критерии поражения людей и окружающих зданий и оборудования опасными факторами пожара. Детерминированные критерии применяются при невозможности применения вероятностных критериев. Для объектов защиты, в связи с компенсированием погрешности в определении величины пожарного риска с применением вероятностных критериев, необходимо увеличение индивидуального и социального пожарных рисков на коэффициент безопасности 0,8.

 

14. Объект защиты не соответствует требованиям пожарной безопасности, если расчетные величины индивидуальных и социальных пожарных рисков с учетом коэффициента безопасности составляют более нормативных значений пожарных рисков.

15. Расчетные величины пожарного риска определяются с использованием методик, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

16. Методики должны быть:

а) научно обоснованными;

б) соответствовать рассматриваемым опасностям;

в) повторяемыми и проверяемыми.

17. Методики должны содержать порядок:

а) анализа пожарной опасности объекта защиты;

б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;

в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;

г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;

д) вычисления пожарного риска.

18. В методики должны быть внесены изменения и дополнения, учитывающие изменения нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности и нормативных документов по пожарной безопасности, результаты научных исследований, накопленный отечественный и международный опыт в области оценки пожарных рисков.
19. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
20. Расчеты по оценке пожарного риска проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при условии подтверждения их компетентности, позволяющей выполнять эти расчеты по оценке пожарного риска.
21. Процедура подтверждения компетентности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для проведения расчетов по оценке пожарного риска и проверка их деятельности на предмет соответствия выполняемых расчетов требованиям настоящего Порядка осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
22. Проверка деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соответствия выполняемых ими расчетов требованиям настоящего Порядка осуществляется не чаще 1 раза в 2 года.
23. В отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных выработок, объектов, расположенных в лесах, наряду с требованиями Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и настоящего Порядка должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
24. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, проводившие расчеты по оценке пожарного риска, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за полноту и достоверность сведений, содержащихся в расчетах при оценке пожарного риска.

II. Оформление результатов расчетов оценки пожарного риска
25. Результаты расчетов оценки пожарного риска обосновываются и оформляются таким образом, чтобы выполненные расчеты и выводы могли быть проверены и повторены специалистами, которые не участвовали при первоначальной оценке.
26. Расчеты оценки пожарного риска следует документировать в форме отчета, в который включаются:
а) титульный лист;
б) список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;
в) сведения о подтверждении компетентности на проведение расчетов по оценке пожарного риска;
г) аннотация;
д) содержание (оглавление);
е) задачи и цели проведенных расчетов по оценке пожарного риска;
ж) наименование методики для проведения расчетов по оценке пожарного риска, кем и когда утверждена;
з) описание анализируемого объекта защиты;
и) описание последовательности проведения расчетов по оценке пожарного риска;
к) описание используемых методов расчета оценки пожарного риска, моделей пожароопасных ситуаций и обоснование их применения;
л) результаты расчетов оценки пожарного риска;
м) нормативные значения пожарного риска;

н) перечень исходных данных и используемых источников информации;

о) заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты нормативным значениям пожарного риска.

27. Отчет по оценке пожарного риска представляется в установленном порядке в качестве составной части:
а) декларации пожарной безопасности;
б) специальных технических условий для зданий, сооружений и строений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности;
в) комплекса мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты, запроектированных и построенных в соответствии с ранее действовавшими до вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» требованиями пожарной безопасности, если их дальнейшая эксплуатация приводит к угрозе жизни или здоровья людей вследствие возможного возникновения пожара.

8. Этапы проведения аудита пожарной безопасности.

Консультация, заключение договора      

Консультация экспертом осуществляется в течение 5 рабочих дней после оформления заявки, а осмотр объекта защиты - в согласованный срок. За осмотр объектов защиты, расположенных на территории Кавказского района Краснодарского края, плата не взимается. По другим регионам плата за осмотр и обследование объектов защиты взимается из расчета компенсации затрат (транспортные расходы, проживание экспертов и др.).    

  Для осмотра объекта защиты необходимо предоставить соответствующую документацию, а также обеспечить присутствие ответственного лица в оговоренное время.      По результатам осмотра оформляется договор, подготавливается и утверждается программа проведения оценки рисков и персональный состав экспертной группы.

Процесс независимой оценки рисков.

     Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводится в соответствии с требованиями "Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска" и "Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска", утвержденных Правительством Российской Федерации.      

Независимая оценка пожарного риска включает следующее:      
а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;     
 б) обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;     
 в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, - проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" - расчетов по оценке пожарного риска;     
 г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Выдача заключений на объект защиты     

 Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска, направляемого (вручаемого) владельцу объекта защиты. Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации.

Заключение выдается на срок не более 2 лет. Копия заключения направляется в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.      

В случае выявления невыполнения условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, разрабатываются меры (план устранения недостатков) по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности. За выполнением плана устранения недостатков осуществляется контроль.  

 

 

Hosted by uCoz